Какое масло лучше заливать на зиму в мотор?

Каждый автолюбитель знает, что при наступлении холодов именно от параметров и качества моторного масла зависит лёгкость и скорость запуска двигателя. Зимой целесообразно использовать смазочный материал невысокой вязкости либо универсальные внесезонные продукты, также стоит учитывать рекомендации производителя авто, которые обычно прописаны в руководстве по эксплуатации транспортным средством. Придерживаясь этих требований, вы легко сможете запустить двигатель автомобиля при отрицательных температурах, снизить уровень шума мотора в процессе его работы и сократить расход топлива. В этой статье мы подробно разберём вопрос касательно того, какое всё же масло выбрать на зиму.

Технические характеристики моторных масел

Чтобы выбрать качественное и наиболее подходящее моторное масло для своего автомобиля, прежде всего, необходимо разобраться в его основных характеристиках:

  • Вязкость – это наиболее важный показатель смазочного материала, на который в первую очередь стоит ориентироваться при выборе масла. На зиму лучше отдавать предпочтение низковязкому маслу (жидкому), что обеспечит лёгкий и быстрый старт холодного двигателя, но при этом не стоит выбирать слишком жидкую смазку, поскольку она также должна образовывать плёнку на элементах мотора для их защиты.
  • Кислотное число (TAN) – обозначает концентрацию кислот в автомасле, провоцирующих коррозию метала. Хорошим считается смазка, в которой этот показатель имеет низкое значение.
  • Щелочное число (TBN) – показывает количество щёлочи в масле. Диспергирующие, а также моющие присадки, необходимые для нейтрализации кислотных продуктов горения, повышают данное число в моторном масле. При выборе смазочного продукта обращайте внимание, чтобы этот показать не был слишком высоким, поскольку он повышает содержание сульфатной золы, которая пагубно сказывается на работе двигателя.
  • Температура вспышки – это самая низкая температура, при которой может воспламениться пар от постоянного нагрева смазочной жидкости. Другими словами, этот параметр свидетельствует об испаряемости материала при работе.
  • Температура застывания – это показатель, при котором жидкость теряет свою тягучесть. Он указывает на то, при достижении какой отрицательной температуры продукт потеряет вязкость и застынет.

Классификация моторного масла по системе SAE

Ключевым параметром масла для двигателя является его вязкость, которая установлена SAE (американской Ассоциацией Автомобильных Инженеров) и является общепринятой во всём мире. Этот параметр описывает вязкость и текучесть смазочного материала при различных рабочих температурах окружающей среды. Всего существует 11 отдельных классов вязкости смазочных продуктов для мотора автомобиля, благодаря которым можно легко определиться с тем, какую вязкость масла выбрать на зиму, чтобы обеспечить качественную работу двигателя и защитить его детали от износа.

Моторное масло бывает следующего типа:

  • Зимнее – помимо цифрового значения маркируются латинской буквой «W», которая обозначает слово «Winter» (зима), что напрямую указывает на то, что смазка предназначена для использования в зимний период, когда температура воздуха опускает ниже нуля градусов. К зимней моторной жидкости относятся такие виды масла, как: 0W (-35 °С), 5W (-30 °С), 10W (-25 °С), 15W (-20 °С), 20W (-15 °С). Маркировка Смазка имеет низкую вязкость, благодаря чему возможет холодный пуск двигателя.
  • Летнее – данный тип масла не имеет буквенного обозначения. Смазочная жидкость, предназначенная для использования летом, отличается высокой тягучестью. При высоких температурах продукт хорошо смазывает все элементы двигателя. Летнее автомасло имеет следующую маркировку: SAE 20, 30, 40, 50, 60.
  • Внесезонное – этот вид смазочной жидкости является универсальным и может использоваться как летом, так и зимой благодаря наличию в составе различных присадок, но при его выборе необходимо учитывать максимальную и минимальную температуру в вашем регионе. Внесезонная смазка маркируется двумя числовыми значениями, разделёнными буквой «W», например: 0W30, 5W30, 10W40. Первое число обозначение нижний температурный порог, а второе – верхний. Такое автомобильное масло при высоких температурах остаётся вязким, а при низких сохраняет текучесть. В регионе, где зимы холодные, а лето жаркое данный вид смазочного материала является оптимальным.

Классификация моторной жидкости по SAE позволяет выбрать наиболее подходящий продукт для определённых условий эксплуатации автомобиля. И помните, что использовать зимой летнее масло нельзя, поскольку это может привести к поломке двигателя автомобиля.

Классификация моторных масел API

Классификация моторных масел API была разработана Американским Нефтяным институтом. Она указывает на область применения моторного масла, то есть о его совместимости с типом двигателя. По данной классификации маркируется масло следующим образом:

  • «S» (Service) – моторная жидкость предназначена для бензиновых моторов.
  • «С» (Commercial) – смазочный продукт для дизельных двигателей.
  • «С/S» – масло в большей степени подходит для бензинового двигателя, но можно использовать и для дизельного.
  • «S/С» – предпочтительнее для дизельного мотора, но также его можно применять для бензинного двигателя.

Кроме того для каждой из этих классификаций существуют категории, например SA, SB, SC и так далее. Вторая буква указывает на уровень рабочих характеристик, и чем она дальше по алфавиту, тем масло качественнее. В настоящее время для современных бензиновых двигателей актуальной является категория API SN, а для дизельных лучшей считается спецификация API CK-4.

Классификация ACEA

ACEA является европейской классификацией моторного масла, которая указывает на принадлежность смазки к определённому типу двигателя. Стандарты ACEA делятся на следующие классы:

  • «A» – для бензиновых двигателей.
  • «B» – масло для дизельных моторов.
  • «C» – для дизельных и бензиновых двигателей с катализаторами восстановления отработанных газов.
  • «E» – для дизелей грузовых автомобилей.

Также в каждом классе существуют категории, которые маркируются арабскими цифрами и указывают на качество моторного масла (A4, B3, C7, и т.д.), следовательно, чем цифра выше, тем лучше будет смазка. Кроме того может быть указана и вторая цифра, которая свидетельствует о годе прохождения сертификации.

Выбор зимнего масла по химическому составу

Моторная жидкость состоит из основы и пакета присадок. От того, какой химический состав имеет база, будут напрямую зависеть вязкостно-температурные свойства моторной жидкости – зная это, вам будет легче понять, какое масло выбрать на зиму. Основа смешивается с присадками, которые выполняют вспомогательные функции и улучшают показатели смазочного материала, повышают его качество.

Изначально масло состоит на 70-80% из базы и на 30-20% из присадок, но в процессе длительного использования смазки её состав начинает меняться. Под воздействием тяжёлых нагрузок присадки постепенно разрушаются, следовательно, спустя время показатели моторного масла определяются только химическим составом его основы, которая бывает трёх видов:

  • Минеральная – получается вследствие переработки сырой нефти и её тщательной очистки. Такое масло зачастую имеет небольшую стоимость, но не подходит для использования при сильных перепадах температуры и из-за содержания нефтесодержащих элементов в составе может образовывать нагар и множество отложений на деталях мотора. При холодных запусках двигателя смазка просто не справится со своей задачей, поскольку может застыть при минусовой температуре. Машинное масло на минеральной основе отличается низкой текучестью и подлежит частой замене.
  • Полусинтетическая – такая основа состоит на 70% из натуральных компонентов с добавлением искусственных синтетических соединений (30%), которые делают масло более устойчивым к перепадам температур, но всё же в сильные морозы полусинтетическая моторная жидкость теряет свои качества. Элементы в составе масла, созданные химическим путём при попадании в двигатель способны бороться с окислением и различными отложениями. Такое масло имеет доступную стоимость.
  • Синтетическая – данная база изготавливается искусственным путём с помощью химического синтеза после переработки нефти. В настоящее время этот тип масла является самым востребованным и оптимальным для зимы, поскольку имеет широкий диапазон рабочих температур, выдерживает большие нагрузки, защищает двигатель от перегрева, является стойким к окислению и длительное время сохраняет рабочие характеристики. Синтетика является наиболее подходящим вариантом для использования в современных автомобилях и пользуется популярностью у водителей.

Пакеты присадок в моторном масле

Для улучшения показателей масла и его свойств используются различные присадки, которые выполняют определённые задачи. Итак, существует несколько типов присадок:

  • Моющие (очищающие) – защищают двигатель автомобиля от образования нагара, смывают продукты окисления и предотвращают накопление примесей, препятствуют оседанию растворённой грязи на моторе.
  • Антипенные – движение коленвала может приводить к образованию пены в масле, следовательно, данный тип присадок необходим для разрушения пузырьков, ухудшающих качество смазки.
  • Вязкостно-загущающие – эти добавки необходимы для повышения индекса вязкости моторного масла, что позволяет использовать его при высоких и низких температурах, оставляя материал текучим в морозы и вязким в жару.
  • Антикоррозионные – присадки обеспечивают надёжную защиту от появления коррозии на металлических поверхностях двигателя путём образования защитной плёнки.
  • Депрессорные – обеспечивают защиту двигателя при холодном пуске, не давая парафинам, содержащимся в продуктах нефтепереработки кристаллизоваться и объединяться в крупные конгломераты.
  • Антифрикционные – задача этих добавок заключается в снижении трения между соприкасающимися деталями, что замедляет износ мотора и повышает коэффициент его полезного действия. Зачастую для этих целей используется графит либо дисульфид молибдена.
  • Антиокислительные – смазочный продукт контактирует с нагретыми металлами, используется в сложных условиях и при высоких температурах. Присадки замедляют окислительные процессы и прежде всего, защищают само масло, увеличивая его срок службы.
  • Противоизносные – вещества, находящие в присадках, вступая в реакцию с металлом, образуют на деталях мотора защитный слой в виде тонкой плёнки, тем самым защищая их от износа и продлевая срок службы.

Качественное современное моторное масло имеет пакет всех необходимых присадок, следовательно, не стоит заливать в него дополнительно различные добавки, поскольку это только ухудшит свойства автомасла.

Бренды, заслуживающие внимания

В настоящее время проблем с выбором качественной смазки нет. На рынке представлено большое количество производителей моторных масел, самые популярные и надёжные из которых мы сейчас рассмотрим:

  • Castrol– безусловный лидер на рынке смазочных материалов. Продукция данного производителя отличается высоким качеством и обеспечивает надёжную защиту мотора от износа. Синтетическое масло этого бренда содержит минимум вредных примесей.
  • Liqui Moly – это бренд премиального класса, продукция которого способна продлить эксплуатационный срок двигателя и снизить трение его рабочих деталей. При изготовлении смазок используются инновационные технологии, делающие товар качественным и надёжным.
  • Shell – компания производит высококачественные смазочные материалы, которые обеспечивают эффективную работу двигателя автомобиля, защищают его от образования отложений, а также минимизируют трение между деталями. Shell является одним из немногих производителей, удовлетворяющих требованиям FERRARI, и имеет доступ к использованию в этой марки автомобиля.
  • Mobil – известный бренд моторного масла. Смазка этой марки на протяжении всего срока службы сохраняет свои характеристики, тем самым обеспечивая двигателю защиту при различных условиях эксплуатации.
  • G-Energy – популярный итальянский бренд, в ассортименте которого имеется синтетическая и полусинтетическая смазочная жидкость зарекомендовал себя с наилучшей стороны. Моторное масло этого производителя обладает устойчивостью к перепадам температуры и защищает детали двигателя от преждевременного износа.
  • Idemitsu – компания производит смазочные материалы для японских, американских и европейских автомобилей. Моторные масла данного изготовителя имеют превосходное качество и отличный состав, а также обладают хорошими эксплуатационными свойствами.

Конечно, это не полный список производителей моторного масла, заслуживающих внимания, но это лидирующие компании, которые имеют обширный ассортимент смазочных жидкостей, предназначенных для зимы.

Параметры выбора масла

Итак, чтобы понять, какое моторное масло выбрать на зиму, необходимо учитывать следующие параметры:

  • Марка и модель автомобиля – обычно производитель транспортного средства указывает, какое масло предпочтительно использовать в разное время года.
  • Тип двигателя – дизельный или бензиновый движок.
  • Стиль вождения – в зависимости от того какой у вас стиль вождения (спокойный или агрессивный) нагрузка на двигатель будет разной.
  • Пробег – для новых автомобилей и с большим пробегом необходима разная моторная жидкость. С увеличением пробега понадобится смазочный материал с большей вязкостью, чтобы создать защитный слой между деталями, которые со временем изнашиваются. Например, если пробег авто составляет более 100 тыс. км, то зимой лучше использовать автомасло 5W30 или же 10W, а если показатель превысил отметку в 250 тысяч километров, то в зимний период следует отдать предпочтение смазке 5W30, но и 10W так же подойдёт.
  • Условия эксплуатации автомобиля – обязательно при выборе моторной смазки важно учитывать климатические условия, в которых вы проживаете, например, насколько суровая зима либо жаркое лето. Также стоит учитывать, как часто вы пользуетесь транспортным средством.

Подводя итоги

В этой статье мы разобрали классификации моторного масла, изучили его технические характеристики и химический состав, следовательно, теперь вы без труда сможете расшифровать маркировку на канистре со смазкой.

Повторим, что при выборе моторного масла на зиму стоит руководствоваться рекомендациями производителя авто, что позволит продлить срок службы мотора и повысить его функциональность. В технической документации в обязательно порядке прописывается рекомендуемая вязкость смазочной жидкости с учётом времени года и температуры воздуха.

Если у вас отсутствует инструкция по технической эксплуатации транспортного средства, то выбирая зимнее масло, учитывайте тип мотора, его состояние и текущий пробег. Также обращайте внимание на состав жидкости, то есть на основу и пакет присадок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *